- Монастырь и базилика в Ассизи
- Общий план базилики
- Верхняя базилика (1239-1253)
- Сюжеты первого яруса росписей
- Нижняя церковь базилики
- Росписи в капеллах Нижней церкви
- Симоне Мартини (1284 — 1344)
- Пьетро Лоренцетти (1280 — 1348)
- Джотто или мастерская
- Крипта
- Как добраться
- Часы работы
- Краткая информация о базилике
- Разрушения при землетрясении 1997 года
- Полезные ресурсы
Скажу сразу, уже на стадии изучения планов и сюжетов росписей я настолько зарядилась эмоциями, что при посещении базилики Сан-Франческо в Ассизи у меня подрагивали коленки.
Придётся смириться с тем, что фрески нельзя фотографировать, но в интернете много материалов с неплохой цветопередачей. Авторство Джотто до сих пор оспаривается на самом высоком искусствоведческом уровне.
Итальянские ученые от искусства, ссылаясь на таких историков искусства как Вазари и и последующие исследования настаивают на том, что Джотто расписывал фрески в два периода.
Ниже я привожу план Нижней и Верхней базилик, чтобы вы не носились по этажам церкви, обезумев от увиденного, а целенаправленно и осознанно осмотрели то, о чём мы сейчас поговорим.
Монастырь и базилика в Ассизи
Первый камень будущего храма папа Григорий IX заложил на следующий день после причисления Франциска к лику святых. Это случилось в 1226 году, а спустя два года в крипту захоронили нетленное тело святого.
По масштабности, стилю и декоративному убранству базилика была чужда идеям францисканцев и, тем более, философии нищенствующего монаха Франциска. Религиозный аскетизм не получил массового распространения в дальнейшем, а некоторые понтифики предпочитали жизнь «на широкую ногу».
Изначально проект задумывался как статусный и амбициозный. Чуть позже монастырь-обитель францисканского ордена и вовсе стала собственностью Ватикана. Место за пределами Ассизи было выбрано неслучайно: именно на этом холме, где казнили преступников покинул этот мир св. Франциск.
Общий план базилики
Верхняя базилика (1239-1253)
Рекомендую начать с Верхней базилики, где в первом ярусе росписей находятся 28 сцен из жития святого Франциска. Первая сцена находится в нижнем ярусе в правом дальнем углу от входа. Сцены разбиты по три в каждой секции и располагаются по часовой стрелке. Цикл начинается со сцены встречи богатого дворянина Франческо с юродивым и заканчивается эпизодом из чудес «Освобождение из темницы Петра Ассизского, обвинённого в ереси».
Несмотря на то, что снаружи здание имеет все черты романской архитектуры, Верхняя церковь базилики Сан-Франческо — это высокий готический храм с нервюрами, мистическим светом, витражами.
Известно, что знаменитый мастер Проторенессанса Джотто ди Бандоне работал в базилике в два этапа — с 1282 и спустя 14 лет. Цикл фресок на тему жития святого датируется 1297 — 1299 гг., а согласно Вазари — 1304 г. Вероятно, именно Чимабуэ — учитель Джотто привлёк его к работам в базилике.
Руке Чимабуэ принадлежат фрески в апсиде и на левой стене трансепта верхнего храма («Распятие»), которые дошли до нас в плохом состоянии. Чимабуэ начал работы в верхнем храме в 1278 году, то есть за несколько лет до появления здесь своего ученика.
Чимабуэ (1240 — 1302) — флорентийский художник эпохи Проторенессанса. По приглашению понтифика работал в Риме, откуда с группой мастеров отправился расписывать стены храма в Ассизи.
Начните осмотр Верхней церкви с трансепта и обратите внимание на отличия в живописной технике и в способе изображения пространства.
Разница в сохранности фресок учителя и ученика объясняется просто. Чимабуэ использовал свинцовые белила, которые со временем сильно потемнели, и неудачные красители. Мастер работал в «старой технике»: писал темперой, покрывал штукатуркой всю поверхность участка под роспись.
Джотто в отличие от Чимабуэ накладывал на стену столько штукатурки, сколько мог расписать за световой день. Участки под роспись оставались влажными и легко впитывали красочные пигменты (al fresco).
Для учителя Джотто стена остаётся плоским двухмерным пространством с декором как в книжной миниатюре или гобелене: ленточный, словно графический рисунок, геометрические или растительные мотивы.
В росписях первого яруса, приписываемых руке Джотто, мы видим совершенно новую трактовку плоскости пространства. Абсолютно все сцены трёхмерны. Создаётся впечатление, что каждый сюжет имеет своё пространство в архитектуре церкви, свою «нишу». Художник использует иллюзорные приёмы: занавес, объемно изображённые колонны, разделяющие сюжеты, ложное архитектурное обрамление.
Новое видение пространства, реализованное в Ассизи, стало исключительным новшеством для всей западноевропейской живописи и получило дальнейшее теоретическое обоснование и практическое применение. С этого момента сюжеты, изображённые на двухмерной плоскости, стали трёхмерными, объемными и осязаемыми, а живопись утратила символизм византийского искусства.
Сюжеты первого яруса росписей
Листайте слайды справа налево.
Я не случайно разместила слайды рядами, чтобы вы смогли отметить разницу в технике и колористическом решении сюжетов. Если сюжетная линия, пропорции, композиция и общая программа «проекта» — это рука, явно, одного мастера, то исполнение наводит на мысль о работе помощников Джотто.
Не хочется переписывать описание всех 28 сцен из жизни Сан-Франческо. Все полезные ссылки я привела в конце статьи. Помимо Чимабуэ и Джотто исследователи обнаружили участие ещё пятерых мастеров, чья манера отличалась своеобразием. К работам других художников относятся сюжеты в потолке и верхнем ярусе росписей храма.
Прежде чем покидать Верхнюю церковь обратите внимание на витражи (XIII в.), деревянные резные хоры (кон.XV в.) с портретами членов ордена францисканцев и их «меньших братьев» в пресвитерии.
Нижняя церковь базилики
Вход в Нижний храм расположен со стороны нижней площади св. Франциска. Нижняя базилика — это полная противоположность верхней. Здесь мало света, грандиозность подчеркивается великолепными росписями, а величие — предвкушением спуститься в крипту к святому. Почти камерная, хотя и большая церковь, словно опускает нас на грешную землю и готовит к встрече со святым.
По бокам нефа пристроены восемь капелл, стены которых так же расписаны великими мастерами итальянского Треченто.
Кисти неизвестного художника приписываются самые первые фрески в базилике Сан-Франческо, выполненные в 1260 году. Так называемый «Мастер св. Франциска» расписал левую стену нефа на тему жития св. Франциска. Стена напротив посвящена Страстям Господним и является намёком на параллели из жизни Иисуса Христа и св. Франциска.
Алтарь храма расположен прямо над гробницей святого. Росписи алтарной части выполнены мастерами XVI века. Изначально роспись парусов свода над алтарём приписывалась Джотто, сейчас — неизвестному мастеру.
На знаменитой фреске Чимабуэ «Маэста» впервые изображён св. Франциск. Именно этот «бедняк из Ассизи», скромно стоящий в стороне от престола, на котором восседает Дева Мария с Младенцем, станет каноническим изображением святого.
Росписи в капеллах Нижней церкви
Базилику расписывали на протяжении десятилетий. В начале XIV века заслуженное признание поучили мастера Сиенской школы.
Сиенская школа — важное явление в истории европейского искусства. Сиенские мастера в своих работах достигли наивысшего мастерства, сочетая византийские традиции с готическими и едва появившимися признаками Ренессанса. Яркими представителями сиенской школы были — Дуччио, Симоне Мартини, Пьетро Лоренцетти и др.
Симоне Мартини (1284 — 1344)
Фрески на тему жития св. Мартина, выполненные Симоне Мартини вы найдёте в одноимённой капелле (1314 — 1318 ). Обратите внимание:
- Св. Клара и св. Елизавета Венгерская
- Император Константин возводит св. Мартина в рыцарское достоинство и др.
Кроме того, мастер выполнил диптих с изображением св. Франческо и св. Клары в капелле св. Николая и картоны для витражей в капелле св. Стефана. Эти работы считаются шедеврами живописи треченто.
Пьетро Лоренцетти (1280 — 1348)
В левом трансепте вы найдёте «Распятие» сиенского мастера. Поражает драматизм сцены «Снятие с креста», а «Мадонна заката» не имеет себе равных по красоте и гармонии (ок. 1326 г.)
Кстати, «Мадонна заката» называется так потому, что при закате на неё падают солнечные лучи, усиливая золотой фон и делая образ особо эмоциональным. Узнали слева святого Франциска? А что за странный жест у Девы Марии?
— Кто больше всего из людей любит меня? — спрашивает Иисус-младенец у Матери.
Мадонна большим пальцем своей руки указывает на св. Франциска, стоящего за Её спиной.
Джотто или мастерская
Возвращаемся к Джотто. Считается, что фрески в капелле Марии Магдалины выполнены мастерской художника или самим мастером (ок. 1320 г.).
Мастерской Джотто приписываются фрески в правом крыле трансепта. Кстати, именно в этом трансепте можно разглядеть два разных подхода к живописи: старый статичный готический образ Лоренцетти контрастирует с новым живым, очеловеченным изображением святых и простых людей — героев фресок. Сравните «Поклонение волхвов» мастерской Джотто и «Мадонна со св. Францискм» («Мадонна заката») Пьетро Лоренцетти.
Фигура бедного монаха из Ассизи вдохновляла многочисленных художников. Главным источником сюжетов для них служило описание «Сан-Франческо и истории его жизни» Бонавентуры Берлингьери Кузотидто, написанное в 1235 году, всего через 9 лет после смерти святого. Кстати, цитаты из этого источника когда-то можно было прочитать на латыни под сценами жития в Верхней базилике.
Крипта
Когда-то коридор с криптой был заложен в целях безопасности. На мощи св. Франциска постоянно клали глаз воинствующие соседи. Сегодня в крипту ведут две лестницы, расположенные по бокам центрального нефа.
В 1820 году замурованный вход в крипту был обнаружен, а саркофаг вскрыт. Официально было подтверждено, что в склепе лежат останки Франциска Ассизского.
Крипта чем-то напоминает склеп с мощами св. Николая Чудотворца в Бари. Почитайте о базилике Сан-Никола в статье про Бари.
Как добраться
Ассизи затерялся на просторах Умбрии вдалеке от крупных городов. Удобнее всего, конечно, добраться до Ассизи на арендованном автомобиле. Если такой возможности нет, то из Анконы или Рима надо доехать до станции Foligno, а затем пересесть на поезд в сторону Перуджи. От станции Santa Maria degli Angeli до исторического центра ходят автобусы.
Часы работы
Ежедневно с 6 утра до 19:30 вечера.
Краткая информация о базилике
- Витражи выполнены в XIII — XIV вв. французскими, немецкими мастерами и таинственным Мастером св. Франциска
- Три обета Сан -Франческо: бедность, целомудрие, послушание.
Разрушения при землетрясении 1997 года
Хорошо помню хронику новостей итальянского канала RAI UNO в сентябре 1997 года. Прошло столько лет, а кадры трагедии до сих пор стоят у меня в глазах. После первого незначительного удара стихии группа исследователей вошла в Верхнюю базилику, чтобы оценить масштаб повреждений.
Неожиданно произошёл новый более сильный толчок (магнитудой 6,2 балла), который обрушил свод на головы несчастных учёных. Трагедия была заснята видеокамерой. Тогда погибли 4 человека.
Уже через 2 года базилику открыли для посещения. Реставраторы собрали 300 тыс. фрагментов росписи потолка. Ещё 80 тыс. кусочков штукатурки, слишком маленьких, чтобы идентифицировать их местоположение хранятся в стеллажах хранилища.
Полезные ресурсы
Подробно о сюжетах росписей Джотто написано в этой статье.
Что ещё обязательно надо посмотреть в Ассизи написано в статье ТОП-10 достопримечательностей Ассизи. Приятной прогулки!
Рекомендуемое чтиво и источники иллюстраций: art-giotto.ru, niistali.narod.ru/cities/Giotto.htm, bellabs.ru/Italia/Italia2008_21_Assisi.html, » Образы Италии», Павел Муратов, «Джотто ди Бондоне. Фрески», Астахов Ю.А. и др.