История базилики св. Николая сквозь века

Базилика в романском стиле

Храм, в которой хранятся мощи cвятого Николая, возвышается в «Старом городе» Бари, в пяти минутах ходьбы от морского порта и в 15 минутах от железнодорожного вокзала. История базилики св. Николая переплетена с многочисленными событиями, прошедшими сквозь века. Но все десять столетий храм хранит свою бесценную для католиков и православных реликвию.

Архитектура церкви — пример строгого романского стиля с апулийским характером типичным для норманнской архитектуры. Почему норманнской?

Дело в том, в историю города вписываются несколько исторических эпох, связанных с разным политическим влиянием. С базиликой Сан-Никола связаны следующие периоды:

Византийская эпоха (876-1071)

После 30 лет власти сарацинов, в созданном ими Барийском эмирате, настала эпоха правления византийцев. В 968 году император Никифор велел построить в Бари резиденцию своего представителя — катепана (что-то среднее между правителем византийской Италией и военного начальника).

Дворец катепана располагался на месте нынешней базилики. При строительстве храма строительный материал использовался вторично. Так, в базилике, кроме известковых блоков от времени византийского господства остались:

  • Мозаичный пол за киворием в абсиде ок. 980 года;
  • Колонны в крипте Св. Николая;
  • Надгробные плиты, пергаменты, свитки, печати, различные надписи на камнях.
История базилики св. Николая сквозь века
Мозаичный пол в центральной абсиде базилики св. Николая

Фото колонн с резными капителями и подробная информация в этой статье.

В 1071 году после трёхлетней осады Бари сдался норманнскому завоевателю Роберто Гуискардо.

Норманнская эпоха (1071-1194)

Норманны в основном перемещались между Салерно и Палермо, поэтому Бари, расположенный на противоположном восточном побережье, быстро утратил роль большого и важного портового города и торгового центра.

С таким положением вещей нельзя было смириться. Спасти мощи св. Николая Мирликийского от мусульман — это лишь одна из причин, по которой моряки из Бари дерзнули выкрасть их. Сан-Никола считался покровителем торговли, а барийцы мечтали вернуть былую славу и процветание городу за счёт покровительства святого.

Известие о прибытии в Бари мощей святителя Николая в воскресенье 9 мая 1087 года распространилось по всей Европе с невероятной скоростью, благодаря «Нормандскому содружеству» того времени.

За несколько десятилетий, начиная с 900-х годов, различные ветви викингов укрепились сначала в России, затем во Франции и одновременно в Англии (битва при Гастингсе 1066 г.), а также в Южной Италии (взятие Бари в 1071 г.).

История базилики св. Николая сквозь века
Перенесение мощей св. Николая икона

Трудно найти хронику того времени, которая не сообщала бы в 1087 году (иногда с ошибкой в ​​несколько лет) о прибытии в Бари мощей святителя Николая. Иначе быть и не могло, поскольку этот святой вместе со святым Иоанном и святым Георгием был самым почитаемым как на Востоке, так и на Западе.

Так в истории города Бари появилась новая глава. Бывшая византийская столица на юге Италии стала городом святителя Николая, и приобрела нового более могущественного покровителя.

Жители Бари и архиепископ города после долгих ссор и споров решили-таки, где будут храниться мощи святого. Строительство новой базилики доверили бенедиктинскому аббату Илье. Работы начались с большим энтузиазмом 8 июля, и уже в сентябре 1089 года склеп, то есть подземная церковь, где должны были храниться мощи, был готов.

События 1089 года

1 октября 1089 года папа Урбан II посетил Бари, чтобы поместить мощи св. Николая Мирликийского под алтарём, где они находятся до сих пор. Строительство Верхней базилики продолжалось. Через несколько лет Бари станет городом, через который рыцари будут уходить в Крестовые походы. Все они спустятся к гробнице святого, чтобы помолиться за благополучный исход своей миссии.

В 1098 году в храме состоялся Собор по вопросу примирения Католической и Православной церквей. Главной целью съезда 185 епископов было окончательно определиться по вопросу Filioque, этот догматический спор, как считается, стал основной причиной Великого раскола церкви в 1054 году.

Об эти двух событиях напоминают две жемчужины романского искусства:

  • Каменный резной «Львиный портал» на фасаде базилики Сан- Никола (возможно, со сценами захвата Антиохии норманнским военачальником Боемондо, 1098).
  • Мраморная кафедра (трон) аббата Ильи (1098) в алтарной части храма.
Кафедра аббата Илиии в присветерии
Кафедра (трон) аббата Илии, 1098

Четыре центральные колонны крипты св. Николая так же относятся к этому историческому периоду.

При аббате Евстафии изготавливается знаменитый мраморный киворий (сень над престолом с колоннами и балдахином) главного алтаря верхней церкви базилики.

Киворий в пресвитерии базилики
Киворий в пресвитерии верхней церкви базилики

В 1112 году граф Рожер II принял единоличную власть на Сицилии. В 1130 году он объявил графство королевством и провозгласил себя королём Сицилийского королевства. Бари, после многолетней борьбы и мятежей вошла в его состав. В этот период к базилике пристроили колокольню.

Швабский период (1194-1266)

Этот период связан с воцарением герцога Швабии Фридриха, который в 1152 году стал королем Германии. В 1155 году после похода на Рим он был коронован императором Священной Римской империи.

В 1197 году в присутствии рыцарей, которые отправлялись в очередной Крестовый поход базилику Сан-Никола торжественно освятили. Об этом событии напоминает эпиграмма и кресты на стенах собора.

Династия южно-германских королей и императоров Священной Римской империи (1138—1254) угасла в 1268 году.

В этот период своей истории базилика приобрела важные реликвии, включая ларец, в котором перевозили мощи св. Николая и Священные предметы, которые хранятся в сокровищнице базилики. Что именно хранится в бывшей капелле Петра и Павла внутри Норманнской башни написано здесь.

Анжуйский период (1266-1442)

С приходом анжуйского господства (1266) история базилики св. Николая переживает «золотой век». Король Сицилии Карл II Хромой (1285-1309) оказался особенно щедр, после того как, пленённый королём Арагона, и приговорённый к смертной казни, приписал своё чудесное спасение от смерти св.Николаю Мирликийскому.

В XIV веке архитектура базилики радикально изменилась. С целью получить отдельные внутренние часовни по бокам боковых нефов, были перестроены боковые стены здания. Они стали монотонно плоскими.

Именно в начале XIV века в Бари в качестве дара прибыл великий серебряный алтарь Стефано Уроша II Милутина (1282-1321) — основателя великой Сербии. Алтарь находился в гробнице святого до 1684 года, когда, следуя барочной моде, он был перелит в стиле барокко.

Серебряный алтарь в трансепте базилики св. Николая
Серебряный алтарь для крипты св. Николая

А чуть позже сын короля Стефан Урош III Дечанский (1322 — 1331) в знак признательности за обретённое зрение преподнёс в дар знаменитую византийскую икону Святителя Николая. Византийский образ святого до сих пор находится за алтарём в крипте святого.

История базилики св. Николая сквозь века
Византийская икона св. Николая Мирликийского

Арагонский (1442-1501) и последующие периоды (1551-1734)

Три поперечные арки в центральном нефе, строились для укрепления сооружения после сильного землетрясения в 1456 году. Средняя арка с изображением геральдической змеи миланского семейства Сфорца, построена покровителем Леонардо и Браманте Людовико Моро.

В правой апсиде находится триптих Андреа Рико да Кандиа (1451), а в левой — полотно известного венецианского художника Бартоломео Виварини (1476), который работал в Апулии.

Главным новшеством явилось размещение в центральной апсиде базилики св. Николая Чудотворца мавзолея Боны Сфорца (1593) скульптор Андреа Сарти из Каррары.

Бона Сфорца, из миланского рода Сфорца стала герцогиней Бари и королевой Польши. Однако ей пришлось вернуться в Апулию, где она и умерла в 1557 году. Королеву похоронили в Кафедральном соборе Бари. Однако Анна — дочь королевы добилась от Папы Римского перезахоронение матери в базилике св. Николая Мирликийского.

История базилики св. Николая сквозь века
«Мадонна с младенцем на троне» Бартоломео Виварини, 1476

В 60-х годах XVII века Карл Росо из Битонто с учениками создал великолепный барочный потолок нефа и трансепта.

Барочные веяния не обошли и крипту святителя. К счастью, декор наносился на колонны, а не высекался в камне, поэтому когда романский стиль был переоценен в XX веке , барочные элементы легко удалили.

Познакомьтесь с жемчужинами храма на экскурсии по базилике св. Николая в Бари. Фото и подробная информация в этой статье

Итак, на протяжении XVI-XVII веков в базилике появились:

  •  Три опорные арки (1458 и 1494)
  • «Мадонна с младенцем на троне» Бартоломео Виварини (1476)
  • Триптих Рико да Кандия (1451)
  • Саркофаг Джакомо Бонджованни (1510)
  • Саркофаг Делла Марра (1554 г.)
  • Мавзолей Боны Сфорцы (1593 г.)
  • Амвон (около 1640 г.)
  • Потолок Карло Розы (1661-1671)
  • Люнеты Николая Глири в крипте (1661)
  • Серебряный алтарь (1684)
  • Изображение Сан-Николы «Чёрного» (около 1700 г.)

Современная история базилики св. Николая

После длительного периода напряжённых отношений между государством и Святым Престолом стороны пришли, наконец, к согласию. В 1929 году Церковь и государство заключили юридическое Соглашение.

Понтификату осталось только управление духовенством, но в связи с финансовыми проблемами священники отказывались вести службы.

Поэтому в 1951 году папа Пий XII решил доверить приход религиозному ордену. После отказа бенедиктинцев, базилика была окончательна доверена отцам-доминиканцам.

В 1968 году был основан Институт греко-византийского экуменического богословия, а в 1980 году Centro Studi Nicolaiani.

Бари — древний город

Мы «пробежались» по истории города на примере хроники базилики св. Николая, то есть с 1089 года, когда была освящена крипта для хранения мощей Святителя.

Но история Бари намного древнее. Чего стоит участок Траяновой дороги, или «позорный столб» на Торговой площади из эпохи Римской Империи.

Кафедральный собор Сан-Сабино — еще одна жемчужина романо-апулийской средневековой архитектуры, почти современник базилики Сан-Никола.

А почему знаменитый замок в центре Бари называется норманно-швабским? Вы уже точно знаете из прочитанной статьи.

Прогуляйтесь по Старому городу, следуя по маршруту экскурсии по Бари

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Art-traveller