Владимирская икона в деталях

На примере иконы Владимирской Божией Матери рассматриваем и учимся "читать" иконы Пресвятой Богородицы.

Самая почитаемая и древнейшая икона на Руси

Очень много событий на земле русской связывают с Владимирской иконой Божией Матери. На Русь икона попала около 1130 года из Константинополя вместе с греком митрополитом Михаилом. Это одна из самый почитаемых икон в России, и самая древняя. Её чудодейственность доказана много раз в жизни мирян и страны.

Предыстория

«Владимирская икона Божией Матери» получила своё название от области, где она хранилась на Руси долгое время. По велению Московского князя духовенство перенесло икону в Москву из Успенского собора Владимира-на-Клязьме перед нашествием Тамерлана, который в 1395 году, преследуя хана Золотой Орды, вторгся в пределы Московского княжества.

На месте встречи священной иконы в Москве был основан Сретенский монастырь от слова «Сретение», что значит «встреча». Именно с появления чудотворной иконы в Москве связали неожиданный уход эмира Тамерлана и отказ его от взятия города.

Якобы случилось эмиру загадочное видение, чтобы удалился он со своим войском. Это чудо назвали «чудом священной иконы Владимирской Божией Матери».

Она также является одной из самых ранних изображений Богоматери. Исходит образ от евангелиста Луки, с изображений которого делались списки. До наших дней лики, созданные рукой самого Луки, не дошли.

Впрочем, маловероятно, что апостол Лука видел Богородицу воочию, скорее всего, он рисовал её портрет уже после распятия Спасителя. В I веке н. э. ещё не писали икон, но с античных времён было известно портретное искусство.

Погребальные изображения, позднее портреты святых и были предшественниками икон, перед которыми люди теперь молятся, к которым обращаются за помощью и покровительством.

Владимирская икона одна из совершенно уникальных и важнейших для почитания в ряду других изображений Божией Матери, наиболее распространённых и известных на Руси.

Иконы Божией Матери почитаются едва ли не больше, чем иконы Господа-Вседержителя и Иисуса-Спасителя. О типах Икон Пресвятой Богородицы читаем ЗДЕСЬ.

Святой Лука и первообраз Богородицы

Предание связывает изображение Богоматери именно с апостолом Лукой, потому как о Богородице мы больше всего знаем из «Евангелия от Луки».

Евангелист поведал нам о Рождестве, о Благовещении, и о том как Пресвятая Богородица относилась к будущему Спасителю мира.

Апостол Лука, будучи врачом, художником и слугой Божьим, писал так, чтобы передать это священное предание потомками в максимальной ясности, благодаря чему оно сохранилось до наших дней.

Владимирская икона в деталях
Святой Лука пишет первообраз Богородицы.
XVI в. Псков

Духовная составляющая иконы

Икона – это образ духовный, в отличие от портрета, и к пониманию этой духовности люди приходили постепенно.

При написании иконы, иконописец намерен изобразить не физическую красоту и тело человека, а выразить только то, в чём раскрывается вся святость, в чём виден Свет Божий, который есть в личности, сделавший его святым.

Написать святого на иконе можно только с того, кто сумел этот образ Божий в себе раскрыть и явить миру. Если духовность и божественность в человеке закрыты грехом, то икона не получится, это будет портрет или художественное изображение, не более.

Никто не может поспорить с тем, что Богородица в совершенстве несла в себе образ Божий, и Бог избрал Деву Марию будучи на небе для того, чтобы подарить миру Спасителя.

Своим образом, своим действием и всей своей силой икона занимает самое высокое место в Православной Церкви по всему миру.

Для русского народа Владимирская икона Божией Матери уникальная ещё и тем, что связывает всю историю православия начиная с глубокой древности с историей Русской православной церкви. Именно эта икона никогда не забывалась, её почитание на Руси было неизменным.

Образ Божией Матери есть и у других народов. Однако в разные эпохи они почитают разные иконы и образы, их особое отношение плавно переходит с одного образа на другой. На Руси же икона Пресвятой Богородицы всегда была символом вечной духовности и Света Божьего.

Перед этой святыней короновались цари, избирались патриархи. До революции икона участвовала в самых ответственных мероприятиях России.

И даже на Западе в католических и протестантских храмах, где от практики почитания икон практически отказались, мы можем встретить икону Владимирской Божией Матери. Вы увидите именно эту икону, этот тип изображения Девы Марии и никакую другую среди прочих богородичных икон.

Во Владимирской иконе с глубокой древности сохранилось самое важное – лики матери и сына – Девы Марии и Иисуса Христа. Всё остальное на иконе – это уже поздние дописанные элементы, результат многочисленных реставраций и обновлений. Примерно в XVI веке икона стала такой, какой мы видим её сейчас.

С иконы сдирался оклад, верхние фоны счищались вместе с ливказом. Много нападок и небрежного отношения пережила эта икона в разные годы, особенно в смутные времена. Чудо уже то, что она сохранилась. При этом лики словно сами себя защищали.

К древнейшей живописи XII века относятся лики Матери и Младенца, часть синего чепца и каймы мафория с золотым ассистом, а также часть охряного, с золотым ассистом хитона Младенца с рукавом до локтя и виднеющимся из-под него прозрачным краем рубашки, кисть левой и часть правой руки Младенца, а также остатки золотого фона.

Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Государственная Третьяковская галерея. Каталог древнерусской живописи. Опыт историко-художественной классификации. — М., 1963. — Т. 1. — С. 59.

Владимирская икона в деталях
Владимирская икона Божией Матери. XII век, Византия

Что значит «умиление»?

Для русского народа особо уникальной святыней является именно образ «Умиление» во Владимирской иконе. Это тип иконографии Богородицы, где младенец прильнул к груди матери, они прижались щекой к щеке, сын обнимает мать за шею одной рукой, а другую положил на сердце.

То, что на Руси называется образом «Умиление», в греческой традиции звучит как «Елеуса» или «Гликофилоуса», есть и другие названия, но для нас это именно «умиление» — нежность, трепетность по отношению друг к другу.

В древности слово «умиление» означало сердечное волнение, душевную любовь, человеческое сострадание. В нынешние времена этот смысл утрачен и умиление больше означает «трогательный», вызывающий эмоции, связанные с нежностью.

Искусствоведы о Владимирской иконе Божией Матери

Икона Божией Матери, получившая название Владимирская, была написана примерно в конце XI – начале XII веков. Это предположение учёных искусствоведов подтверждается стилистическими исследованиями ликов.

С точки зрения художественности этот лик абсолютно уникален и был написан гениальным иконописцем. Создаётся впечатление, что он защищён от списания. Разными художниками было множество попыток сделать списки, но повторить образ так и не получилось до сего дня. Словно писала его рука Бога, а не человека.

Поразительно то, что лик Богородицы прописан мельчайшими мазками, которые невозможно не то что создать, но даже разглядеть без микроскопа. Долгое время искусствоведы думали, что это плавь и только позже увидели в микроскоп, что это ручные кистевые мазки. Эти мазки настолько мелкие, словно втёртые один в другой, написанные по тёмному санкирю — основному фону для изображения ликов.

Символика в иконе

Неспроста лик Богородицы на иконе достаточно тёмный. Лик Иисуса Христа рядом написан практически только белой краской, по контрасту, в светлых одеждах с очень ярким светлым лицом и живым взглядом.

Это сделано для того, чтобы показать смотрящему, что Дева Мария родила Богочеловека, победив смерть, и принесла миру Свет, который в пресветлом лике Спасителя каждый может рассмотреть и постичь.

Кроме по-настоящему удивительных ликов, в иконе есть много других глубоких значений и символов, принятых в иконографии, чтобы сообщить миру сокровенный смысл божественных образов.

Большой смысл заложен в контрасте между образами, который выражается в ликах и в одеждах. Одеяние Божьей Матери на иконе пишется очень тёмной краской, часто она называется пурпурной и символизирует небесную царственность Богородицы. А ребёнок Иисус изображается в светлых золотых одеждах. Находясь у Неё на руках на уровне груди, он явно являет свой светлый духовный образ миру супротив бренному человеческому, объятому материальными одеждами, символизирующими кровь и плоть.

В одеждах светло-жёлтого или сияюще-белого цвета с золотыми лучами, подчеркнутыми ассистом из сусального золота, Христос – воплощенный Свет и спасение.

Древние иконы, золотой фон и оклады

Для того, чтобы передать всю духовность иконы, подчеркнуть её божественность, и сообщить о её трансцендентности, в иконографии прибегали к золотым фонам, так как золото – это цвет Бога и Божественного Света.

Всё, что было божественного на Земле с давних времён выражалось в золотом цвете – это связано с понятием обиталища Божьего, местом, где Христос проходил, присутствовал и пребывал. Чтобы выразить это человеческому глазу, фон покрывался листами сусального золота.

К сожалению, старинные золотые фоны икон плохо сохранились до нашего времени, потому что древние иконы подверглись реставрации в начале двадцатого века, когда начали цениться белые фоны. Белофонные иконы стоили дороже в антикварных кругах, и икона больше стала предметом коллекционирования и инвестиций, нежели объектом почитания и символом божественности.

Антикварные реставраторы полностью счищали золотые фоны и отделывали иконы «под косточку», доводя их до белого цвета. Именно такая антикварная «реставрация» наносила иконам самый большой урон.

Вред изначальным фонам нанесли оклады, ставшие модными на иконах во второй половине XVI века. Большие оклады набивались на поверхность иконы гвоздями. Оклады много раз менялись, их просто сдирали с иконы вместе со старинным слоем золота на фонах, а поверх прибивался другой оклад. Так происходили невосполнимые повреждения на старинных иконах – памятниках христианства и православия.

Вместе с золотом в иконах утрачивался и символизм, ведь золото – это образ Славы Божественной, это символ Света Небесного, Сверхсвета, Спасительного Отцовского Сияния.

Символика цвета

Символизм цветовой гаммы был разработан позже, основные символические цвета, такие как золотой, белый цвет, пурпур, синий, были установлены в иконографии и взяты из Библии. Даже в самых старинных иконах, эти цвета появляются и несут определённый смысл.

Пурпур в символике

Большое значение в богородичных иконах имеет пурпурный цвет, или, в современном понимании, — тёмно-коричневый, как смесь синего и красного, цвет запёкшейся крови. На латыни это звучит как «пурпур», по-гречески «порфира», в русском языке «багрянец». Именно этот цвет используется для написания одежды Богородицы.

В миру это царский цвет – символ высокой царственности. Особенно это выражено в одеянии еврейских царей в древней Византии, затем и в Риме императоры облачались в пурпурные мантии.

Правильно будет сказать, что на ношение пурпура надо было получить право царя или царицы, остальные люди могли носить любой цвет, кроме этого.

Дева Мария по рождению своему не была царственной особой, но потому как она родила сына Божьего на Земле, она навечно стала Небесной Царицей, и на иконах Богородицу изображают всегда в пурпуре.

Это одно из значений пурпурного цвета, также кровавый цвет символизирует рождение, воплощение в теле человеческом и смерть. Пресвятая Богородица согласно этому символу именуется Червленицей, то есть родительницей, окрасившей своим подвигом Царя Сил и Света, совершила рождение сына Бога на Земле, дав ему свою плоть и кровь, став материалом для Спасителя, воплощённого Бога.

И в этом контрасте золота и пурпура мы видим всю важность и значимость рождения Христа и их отношений. Сын Божий приходит на руки к Пресвятой Богородице из этого золотого пространства Света и оказывается у Неё на руках.

Иконописцы намеренно не изображают Иисуса в материальных одеждах, чтобы сохранить его небесный божественный образ. Белый цвет с сеткой золотого ассиста — лучей Света, несёт людям материальное и божественное восприятие воплощённого Бога.

Человеческое и божественное в Христе присутствует неслитно и нераздельно.

Одна икона — разные лики

В символе контрастности и цветовом противопоставлении Матери и Сына – заложен не только символ рождения Света, но и образ расставания.

Мать скорбит оттого, что нужно будет расстаться со своим Сыном и отдать его во Спасение, принеся в жертву. В образе «умиление» Владимирской иконы Божией Матери мы видим печаль и боль.

В поздних иконах, написанных в традициях западного искусства, заметно настроение радования, любования — улыбка матери, в древних же русских и византийских иконах этого нет. Богородица знает, что Сын рождается для мук и страданий за грешных людей.

В древней иконе это противопоставление трагичности и светлой радости есть не только в одежде, но и в ликах, и в жестах.

В древнем образе Владимирской иконы Божией Матери она обнимает и более крепко держит Христа, при этом Богородица словно с укором смотрит в мир, на людей, с грустью напоминая об их грехах.

Тот взгляд на более ранней иконе уже не повторяется в следующих списках. Это поистине уникальный взгляд Пресвятой Богородицы, исполненный и скорби, и призыва остановиться, потому что за каждого грешника Иисус Христос отдаст себя в жертву, страдая на Кресте.

Некоторые чудотворные иконы по образу Владимирской иконы

По образцу Владимирской иконы Пресвятой Богородицы существуют списки, которые почитаются как чудотворные:

  • Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление», 1521, Псково-Печорсий монастырь.
  • Оранская Владимирская икона Божией Матери, 1630, Оранский мужской монастырь, село Оранки, Нижегородская область.
  • Красногорская или Черногорская икона Божией Матери, 1603, Татарстан.
  • Владимирская (Заоникиевская) икона Божией Матери, 1588 и другие.
Иконы Богоматери Владимирской умиление чудотворные

Интересные факты

  • Икона Владимирской Божией Матери из Константинополя находится в в храме Св. Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее.
  • С Владимирской иконой связывают ещё минимум три избавления Москвы от крымского и ордынских ханов в 1408, 1420, 1521 гг.
  • Православная церковь отмечает праздник в честь иконы три раза в год.
  • Икона является выносной, то есть ее выносили во время торжественных случаев, поэтому она двухсторонняя. С обратной стороны доски присутствуют изображения Престола и орудия страстей — Крест, копье, трость и губка.
  • От других типов иконографии Богородицы образ «умиление» отличается тем, что Младенец изображён с повёрнутой к смотрящему ступнёй левой ножки.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Art-traveller