Экскурсия по Царскому Селу

Царское Село при гравюра

Резиденция российских монархов в Царском Селе преобразовывалась на протяжении двух веков. Прогуливаясь по Екатерининскому парку,  мы переместимся не только в пространстве, но и во времени. Давайте вместе прокрутим колесо истории на экскурсии по Царскому селу.

На территории Царскосельской резиденции находится два парка –  Екатерининский и Александровский и, соответственно, два дворца –  Екатерининский и Александровский.

Экскурсия по Царскому Селу
Купола Дворцовой церкви Екатерининского дворца

Екатерининский парк

Парк раскинулся вокруг одноимённого дворца, история которого начинается в эпоху Петра I. С начала XVIII века и на протяжении двух веков парк менял свой внешний вид, перекраивалась планировка, строились различные парковые постройки.

На сегодняшний день на территории царской резиденции разбросаны три десятка объектов: павильоны, обелиски, беседки, мостики, бани, ворота. Все они появлялись постепенно, по воле монархов, в связи с важными историческими событиями, практической необходимостью, как дань капризам европейской моды.

Екатерининский дворец

Доминантой царской резиденции является Большой Царскосельский (Екатерининский) дворец, который строился в несколько этапов.

При Петре I и Екатерине I: 1717—1723 гг., Царскосельские каменные палаты, арх. И.-Ф. Браунштейн

При Елизавете Петровне: Первая перестройка 1743—1751 гг., арх. М.Г. Земцов, арх. А. В. Квасов, арх. С. И. Чевакинский

1752—1756 гг., Лепное убранство фасада, «Золотые» ворота, 3 — ий этаж, арх. Ф.-Б. Растрелли

Архитектор лепного декора (атлантов): скульптор И. Ф. Дункер


Здешний дворец тогда строился, но это была работа Пенелопы: завтра ломали то, что сделали сегодня. Дом этот был шесть раз разрушен до основания и вновь выстроен прежде, чем доведён был до состояния, в каком находится теперь…».

Екатерина II

При Екатерине II : Пристроены флигели и изменена отделка отдельных помещений:

1778—1784 гг. (Зубовский корпус), арх. Ю. М. Фельтен

1779—1784 гг. (Церковный корпус), Великокняжеский флигель, арх. И. В. Неёлов, 1780-е

Интерьеры, арх. Ч. Камерон

При Александре I: Интерьеры жилых покоев, арх. В.П. Стасов

Длина фасада дворца больше 300 метром, к нему пристроены под прямым углом два флигеля –  Зубовский и Церковный. К флигелям примыкают одноэтажные служебные павильоны. Всё вместе образует широкий парадный двор Большого Царскосельского дворца.

Золотые ворота в Царском Селе
Золотые ворота, арх. Ф.-Б.Растрелли

Чтобы ощутить масштабы императорской резиденции надо подойти к “Золотым воротам” –  парадному входу, который расположен со стороны Александровского парка. Вы увидите плац и главный фасад дворца.

Именно отсюда мы начинаем экскурсию по Екатерининскому парку Царского села, прежде чем приобретем входные билеты.

Попасть во парадный двор можно через Церковные ворота только в составе организованной группы или по электронному билету. Электронные билеты во дворец продаются здесь. Экскурсии на русском языке проводятся исключительно штатными экскурсоводами музея. Стоимость экскурсии включена в стоимость входного билета во дворец.

Перед Екатерининским парком

До центрального входа в парк ведёт Дворцовая улица. Она тянется вдоль ограды Александровского парка и Лицейского сада с памятником А.С.Пушкину (1900). Здесь расположена Знаменская церковь (1736, арх. М.Г. 3емцов), Императорский лицей, памятник арх. Ф.-Б. Растрелли (2003).

Именно на этой улице сразу за фасадом Лицея неожиданно открываются во всей своей золотой красе пять куполов Дворцовой (Воскресенской) церкви. Посещение церкви возможно в рамках отдельного маршрута по личным покоям Екатерининского дворца.

Памятник А.С. Пушкину в Лицейском саду
Памятник А. С. Пушкин, автор проекта Р. Р. Бах, 1899

Александр Пушкин окончил Царскосельский лицей в 1817 году после шести лет обучения. В общем табеле об успеваемости из двадцати девяти выпускников он оказался на двадцать шестом месте, показав успехи лишь «в российской и французской словесности, также в фехтовании».
В 1844 году Лицей переехал в Петербург.

Регулярный Новый сад

Одновременно с постройкой первых каменных палат в голландском стиле был разбит регулярный, то есть, геометрически правильный Новый сад. В устройстве сада принимал участие лично Пётр I и садовых дел мастер француз Леблоном. Здесь трудились голландские садоводы.

Предание гласит, будто сам царь высаживал в парке дубовые аллеи. Саженцы деревьев и кустарников доставлялись на место тысячами. На территории парка построили оранжерею для разведения экзотических овощей и фруктов. Два зеркальных пруда, цветочные партеры, дорожки, аллеи, Большой пруд – всё относится к периоду царствования Екатерины I.

Вдоль парковых аллей стояли мраморные скульптуры, как в Летнем саду и в Петергофе. Аллегорические фигуры и герои античной мифологии мастеров венецианской школы приобрёл лично Пётр I для парков и садов новой столицы. Спроектировал регулярный парк автор Летнего сада в Петербурге
голландец Я. Роозен.

Рыбный (Большой Поперечный) канал

Вдоль Садовой улицы Екатерининский парк омывает канал, который тянется от каскадных прудов до билетных касс. Он был вырыт ещё в 1721 году с дренажными целями. В канале предполагалось разводить рыбу, но из-за отсутствия проточной воды с рыбой не вышло. Симпатичные чугунные мосты появились при архитекторе Неёлове намного позже.

Эрмитаж (1752—1756 гг., арх. Ф.-Б. Растрелли

Павильон Эрмитаж или «Домик отшельника» строился одновременно с Екатерининским дворцом по проекту арх. Земцова в 1744—1754 годах, а достраивался Ф.-Б. Растрелли. От каменных палат к Эрмитажу бежит Эрмитажная аллея. «Домик отшельника» окружён лесом, и это неспроста.

Эрмитаж служил местом для интимно-деловых встреч узкого круга придворных. Как положено любому Эрмитажу, здание со всех сторон окружал ров с водой. Подъёмный мост, отсутствие лестниц, подъёмные механизмы гарантировали гостям тайну разговоров и чувство уединённости. Фасад украшен масками, колоннами, гирляндами, раковинами, ажурной лепниной.

Важно, что с середины XVIII века павильон не перестраивался, а лишь немного утратил элементы внешнего декора. Сбоку от Эрмитажа находится ещё один вход в Екатерининский парк через павильон Эрмитажной кухни (см. далее).

Эрмитаж открыт летом. Вход платный.

Грот в Царском Селе фото
Грот (Утренняя заря), арх. Ф. -Б. Ратрелли, 1756

Грот (1755-1756, арх. Ф.-Б. Растрелли)

Мода на залы, отделанные ракушками и туфом, так же пришла из Европы. Была такая комната и в Царскосельском дворце во времена Елизаветы Петровны. В таком же стиле на берегу Большого пруда архитектор Растрелли построил «Грот». Причём, с трёх сторон павильон омывался водой, прямо из грота Елизавета на лодке выплывала в озеро.

При Екатерине II павильон был основательно перестроен архитекторами П. Неёловым и А. Ринальди и стал именоваться «Утренней залой». В Гроте императрица работала с документами, завтракала, ужинала, любовалась произведениями античного искусства и слушала музыку.

Грот открыт для посещения в хорошую погоду. Используется для временных выставок и концертов.

На месте сегодняшней Гранитной террасы (см. ниже) во времена Елизаветы Петровны существовала Катальная горка с общей протяжённостью скатов 300 метров.

Пейзажный парк

Кстати, архитектор В.Неёлов плодотворно потрудился в Екатерининском парке, который ко времени царствования Екатерины II основательно расширился. Новый парк приобрёл совершенно другой вид. О регулярной планировке забыли, теперь резиденцию окружал почти дикий лес с ручейками, колоннадами, беседками, лавочками, тропинками.

Архитектор В. Неёлов

Итак, вернёмся к В. Неёлову. На берегу Большого пруда архитектор построил павильон Адмиралтейства в неоготическом стиле с фасадом из красного кирпича. В павильоне хранились лодки, шлюпки и жили водоплавающие птицы и матросы.

Помните в регулярной части парка остался Эрмитаж? На Рыбном канале В. Неёлов построил Эрмитажную кухню.

Эрмитажная кухня (Красные ворота, 1774)

«Пожарного страха ради» кухня, обеспечивающая гостей Эрмитажа горячими блюдами, находилась на почтительном расстоянии от «домика для уединения». Архитектор В. Неёлов построил кухню в стиле английской готики, а заодно продумал через павильон ещё один вход в парк.

В 1778 году архитектор вернулся из Рима и полный свежих впечатлений и идей начал строить павильоны в неоклассическом стиле. В новом архитектурном вкусе он построил две мыльни.

Верхняя ванна (Мыльня Их Высочеств, 1778) и Нижняя ванна (Кавалерская мыльня, 1779)

Первый павильон использовался членами императорской семьи по прямому назначению до начала XX века. В бане было всё необходимое — сени, парилка, бассейн, зал, котельная, кабинет. В настоящее время интерьер утрачен.

Здесь же на регулярном участке парка находится ещё один симпатичный павильон Неёлова — мыльня для императорской свиты. Интересно, что мыльня имела женскую и мужскую половины.

Экскурсия по Царскому Селу парк Верхние ванны
Верхние ванны, арх. В.Неёлов, 1778

Большой пруд и Зал на острову

Однако, вернёмся в пейзажный парк, который появился при Екатерине II Великой вокруг Большого пруда. Кстати, Большой пруд — это искусственный водоём, вырытый вдоль русла местной речушки. На небольшом искусственном острове ещё во времена Петра находился, так называемый, «Зал на острову».

Перестроенный архитектором Чевакинским, а позднее итальянцем Джакомо Кваренги «Зал на острову» (1794) является ярким примером строго неоклассического стиля. Как и раньше павильон используется для проведения концертов. Летом до острова добираются по двум «канатным переправам» — от Адмиралтейства и от фонтана «Молочница».

Но, продолжим нашу экскурсию по Царскому Селу, а, точнее, по Екатерининскому парку. Если Царскосельский дворец является доминантой регулярной части сада, то Камеронова галерея, безусловно, доминирует над обеими частями огромного парка.

Камеронова галерея и Агатовые комнаты (Холодные бани) (1780-1787)

Шотландец Чарльз Камерон построил корпус Холодных бань с Агатовыми комнатами и галерею с ионическими колоннами на границе пейзажного и регулярного парков. Лёгкое, стройное, элегантное здание галереи словно парит в воздухе, создавая необычный стилистический контраст.

Холодные термы и Агатовые комнаты, Камеронова галерея, Рамповая аллея с пандусом, Висячий сад создают единый архитектурный комплекс Терм Камерона, который архитектор создал всего за семь лет.

Висячий сад в 1787 году создал садовый мастер Джон Буш. С 1792 года к нему ведёт массивный пандус, который Камероном построил со стороны Рамповой аллеи из пудостского камня. К Висячему саду можно попасть и через Камеронову галерею.

Агатовы комнаты Холодных ванн фото
Вход в Агатовые комнаты Холодных терм, арх. Ч. Камерон, 1787

Если Камеронова галерея будет открыта для посещения, то по дугообразной лестнице со стороны Большого пруда вы сможете подняться на верхний этаж галереи, дойти до Висячего сада и полюбоваться регулярным садом, озером и пейзажным парком.

Камеронова галерея хорошо видна почти со всех уголков парка, чёрные точки, заметные издалека — это бронзовые бюсты античных философов и поэтов. Екатерина Вторая подбирала скульптурные портреты лично.

На первом этаже галереи располагались жилые помещения для прислуги. Второй этаж насчитывает 44 ионические колонны, поэтому галерею назвали Ионической. Лестница-спуск к Большому пруду украшена бронзовыми фигурами Геркулеса и Флоры Фарнезских русской работы.

«Дальний уголок» Екатерининского парка

За Камероновой галереей прячется живописная часть пейзажного парка, куда многие посетители часто не доходят, ограничиваясь прогулкой по регулярному саду и видом на Большой пруд, а зря. Если продолжить экскурсию по Царскому Селу, точнее, по Екатерининскому парку, вы узнаете некоторые подробности из частной жизни монархов.

Неоклассический фасад Зубовского корпуса обращён в сторону Собственного садика (1856-1866 гг., арх. Монигетти) с фонтаном, цветником и верандой. Неподалёку стоит Кагульский обелиск, установленный в 1771 году в честь победы над турками при реке Кагуле в Молдавии.

Где-то рядом вы заметите менее помпезный мраморный постамент — это памятник фавориту Екатерины II — А. Ланскому (арх. А. Ринальди).

Далее в чащу леса уходят тенистые аллеи с павильонами: Концертный зал (арх. Дж. Кваренги, 1786) с подлинными римскими мозаиками II-III вв. н. э. из Остии и изумительной акустикой, Кухня-руина, сложенная из античных мраморов, доставленных из Греции (арх. Дж.Кваренги), Скрипучая беседка в китайском стиле (арх. Ю. Фельтен, 1778-1782 гг.), Вечерний зал (арх. П. Неёлов, 1794 — 1800, арх. Л. Руска, 1810—1811)

Павильон в китайском стиле построил Ю. Фельтен по желанию Екатерины II. В какой-то период императрица увлеклась культурой Китая. На павильоне установлено три жестяных флюгера в форме китайских замен.

Внимание вопрос:

Почему беседка называется «Скрипучей»?

Гранитная терраса (Л.Руска, 1810)

На месте Катальной горки Елизаветинской эпохи в начале XIX века арх. Л. Руска построил широкую террасу с видом на Большой пруд. Катальная горка арх. Ф.Б.Растрелли была уникальным сооружением, такой же павильон со скатами существовал в Ориниенбауме.

Со скатов спускались не на санях, а на колясках, которые двигались по металлическим рельсам. Поднимались коляски с помощью лошадиной тяги и специального механизма. П. Неёлов пристроил третий спуск для скатывания в Большой пруд. Между спусками располагались качели и карусели.

Увеселительные забавы через несколько десятилетий сменились на времяпрепровождение в интимном кругу среди картин и бюстов философов. В 1795 году павильон Катальной корки разобрали, а на её месте построили террасу с гранитной пристанью. Через полвека террасу украсили копиями с античных оригиналов.

Кстати, присмотритесь, скульптуры выполнены из меди и они полые внутри. В сер. XIX века в Петербурге начала работать первая мастерская, где объёмные скульптуры и декор производили с помощью нового метода — гальванопластики. Первые скульптуры, выполненные в мастерской, были как раз Дискоболы Гранитной террасы.

Большой каприз (арх. П. Неёлов, 1772 — 1774)

«Сухой» каменный мост соединяет Екатерининский и Александровский парки. Якобы данное сооружение построено по изображению с китайской гравюры XVII века. Как бы-то ни было, но сверху действительно можно заметить беседку в Китайском стиле (арх. Дж. Кваренги, 1784).

Большой каприз — это бывший КПП на въезде в Императорскую резиденцию со шлагбаумом и будкой вооружённой охраны. Происхождение название «Большой каприз» объясняется парой малоубедительных легенд, связанных с именем Екатерины II.

Фонтан «Девушка с кувшином» (Молочница)

Именно на этом месте брал своё начало ручей Вангазя, который наполнил водой искусственный Большой пруд. Это был неиссякаемый источник, родник, который по велению Александра I военный инженер Бетанкур преобразовал в фонтан (1816-1817). Уже больше двухсот лет молодая симпатичная девушка скульптора П. Соколова горюет над упавшим кувшином. Хотя, если признаться, это копия, оригинал давно хранится в запасниках музея.

Название «Молочница» произошло от басни Лафонтена «Молочница, или Кувшин с молоком».

Турецкие бани (арх. Монигетти, 1850-1852)

Самая дальняя часть парка находится за Большим прудом. От упомянутого ранее павильона «Грот» хорошо видна «мечеть» — павильон турецких бань, построенный в виде однокупольной мечети с башней-минаретом. Павильон турецких бань никогда не использовался по назначению, а служил местом для отдыха и украшением парка.

Сюда мы и продолжим нашу экскурсию по Екатерининскому парку в Царском Селе. В этой части резиденции находится ещё десяток исторических объектов, например:

Орловские (Гатчинские ворота) арх. А. Ринальди (1777-1782)

Ворота построены в виде Триумфальной арки и служили въездом/выездом из Царскосельской резиденции в сторону Гатчины, где тогда находилось имение любовника Екатерины — графа Григория Орлова.

Одним из самых живописных уголков в дальней части парка является
Мраморный (Палладиев) мост.

Мраморный (Палладиев, Сибирский) мост (арх. В. Неёлов, 1770-1774 гг.)

Мост-галерея из уральских мраморов соединяет Верхние пруды с Большим прудом. Это вершина творчества архитектора Неёлова — автора Верхних прудов и других павильонов парка (см. выше). Проект вдохновлён работами А. Палладио, подобные мосты пользовались особой популярностью у английских аристократов.

К большому сожалению я не могу остановиться на подробном описании всех парковых объектов. Материала много, а места на сайте мало. К тому же, он плохо усваивается в форме чтива, поэтому приглашаю всех желающих на мою экскурсию по Царскому Селу.

В этой экскурсии я НЕ РАССКАЗАЛА о Чугунных воротах (В.П. Стасов, 1817), о Морейской ростральной колонне (арх. Антонио Ринальди, 1771), о Башне-руине со смотровой площадкой (арх. Ю.Фельтен, 1771-1773), о Готических воротах из чугуна (арх. Ю.Фельтен, 1778), о Чесменской (Орловской) колонне (арх. А. Ринальди, 1771), о Красном (турецком) каскаде (инженер И.К.Герард, 1770-е г.) и о Пирамиде с собачьим кладбищем (арх. Неёлов, ,Ч. Камерон, 1771).


Забронируйте экскурсию в Царское Село в составе группы, если формат индивидуального тура вас не устраивает. Это можно сделать на Невском проспекте у туристических агентов или через сайт:


.Желаете прогуляться с экскурсоводом — коренным жителем Пушкина или нравится другой формат экскурсии, например квест? Тогда вам к мои коллегам Людмиле или Алле:

Источники:
Семенова Г.  Царское Село: знакомое и незнакомое. .-М.ЦентрПолиграф, 2009


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Art-traveller