Экскурсия по базилике св. Николая Чудотворца в Бари

Базилика св. Николая - это не только место паломничества к мощам Святителя Николая. Это прекрасный образец романской архитектуры. Предлагаю подробно познакомиться с интерьером, экстерьером базилики и предметами искусства, которые хранятся в храме веками.
Экскурсия по базилике святого Николая в Бари

Попали вы в Бари ради св. Николая Мирликийского или по любой другой причине, воспользуйтесь данным путеводителем, который я с любовью и вниманием составила для вас. Сохраните самостоятельную экскурсию по базилике св.Николая в Бари у себя в «закладках» и пользуйтесь на здоровье.


Итак, мы добрались до базилики святителя Николая по указателю от кафедрального Собора Сан-Сабино. Одна из улочек старого города всего за 4 минуты привела нас к Портику паломников и Анжуйской арке.

Площадь перед храмом, конечно же, называется пьяцца Сан-Никола. В углу между Анжуйской аркой и церковью св. Григория стоит бронзовый памятник Святителю от Зураба Церетели — дар городу Бари, сделанный в 2003 году от имени русского народа. Ведь Святитель Николай едва ли не самый почитаемый святой на Руси с древности. Рядом висит потемневшая латунная табличка с памятной надписью от Президента РФ.

Памятник святому Николаю в Бари от Зураба Церетели
Памятник св. Николаю Чудотворцу. Скульптор Зураб Церетели. 2003

Площадь перед храмом небольшая, поэтому сделать качественную фотографию главного фасада непросто.

Итак, перед нами романская трёхнефная базилика, по сторонам находятся две разновысотные башни: Смотровая башня с проходной аркой и Норманнская башня или Колокольня справа.

Главный фасад базилики абсолютно плоский, но внутренне членение обозначено выступами и двумя коринфскими колоннами. Несколько окон, резные каменные наличники портала, две колонны, архитрав и скульптуры быков. Вот и весь внешний декор.

Три нефа — три входа. Нас интересует центральный портал с быками, которые символизируют животных, которые тащили повозку с мощами св. Николая Чудотворца во время торжественного переноса мощей в базилику в 1089 году. Подробнее об экстерьере базилики написано ниже.

Храм строился на территории резиденции катепана (греко-византийского губернатора Южной Италии в период с 968 по 1071 г.). Однако этот дворец служил резиденцией и всем предыдущим правителям: римским, лангобардским, и даже арабскому эмиру.

При строительстве использовался камень и планировка предыдущей постройки. Аббат бенедиктинцев Илия велел снести бОльшую часть дворца катепана и прилегающие здания, положив начало строительству базилики в 1087 году.

Экскурсия по базилике св. Николая Чудотворца в Бари
Общий вид базилики Сан-Никола. Главный и северный фасады.

Внутреннее убранство базилики

При входе в храм в глаза бросаются массивные колонны, арки, перекинутые через центральный неф и роскошный потолок. Потолок явно диссонирует со строгим интерьером, лишённым какого-либо декора. Даже несколько удивляет его полное отсутствие в церкви, пережившей барочный период. Однако, начнём самостоятельную экскурсию по базилике святого Николая Чудотворца!

Левый неф

На левой стене висит бронзовый барельеф. Он отлит по случаю девятисотлетнего юбилея переноса мощей св. Николая Мирликийского в Бари. Даже если, вы не знаете итальянского языка в глаза бросятся цифры 1087-1988 гг.. Рядом — чёрная дверь, она ведёт в дозорную башню.

Двигаемся по левому нефу в сторону лестницы в крипту. Проходим мимо статую св. Николая Мирликийского, который, по преданию, приплыл по морю 8 мая 1794 года.

Здесь можно зажечь свечку, правда, сделать это непросто, придётся наловчиться. В отличие от других католических храмов свечки в базилике настоящие, а не электрические.

Экскурсия по базилике св. Николая Чудотворца в Бари
Святой Николая в право нефе. 1794

Надгробная плита в полу — место захоронения Роберто — канцлера Карла
I Анжуйского. Во время ознакомления с базиликой у нас появится много вопросов касательно названий и имён. Для того чтобы хоть немного разобраться что к чему, я составила небольшую историческую хронологию с датами и личностями. Подробнее ЗДЕСЬ.

Проходим мимо спуска в крипту (о крипте написано далее) и идём в сторону левой апсиды с органом и алтарной композицией венецианского художника Бартоломео Виварини (Bartolomeo Vivarini), 1476.

Экскурсия по базилике св. Николая Чудотворца в Бари

«Мадонна с Младенцем на троне» в окружении св. Якова и Людовика, с одной стороны, и Николая и Петра с другой.

Заказчик: венецианец Альвис Канчо, 1476. Эта композиция — настоящий шедевр венецианского Возрождения и одна из лучших работ художника Бартоломео Виварини.

На престоле перед этой иконой русские священники приготовляют богослужебную утварь для православной литургии в верхней Базилике 9/22 мая и 6/19 декабря.

Когда-то на месте органа находилась роскошный алтарь св. Людовика, его снесли в 1741 году.

Правый неф

Перейдём в правый неф. В правой апсиде базилики находится триптих Андрея Ритцоса Кандийского (Andrea Ritsos или Rico da Candia), 1451. Представитель критской школы активно работал в Италии. Менее всего в его работах чувствуется различие между православным и католическим религиозным мышлением.

Экскурсия по базилике св. Николая Чудотворца в Бари

Справа от Мадонны св. Николай, слева — Иоанн Богослов. Ангел справа изображён с Крестом, слева — с атрибутами страстей Христовых. Надписи выполнены на греческом и на латыни. Это поясное изображение святого Николая историки искусства признают лучшим образцом иконографии Святителя.

Серебряный алтарь

Серебряный алтарь в правом трансепте базилики имеет предысторию. В 1319 году церковь получила его в дар от сербского короля Уроша II Милютина для гробницы св. Николая Чудотворца в крипте базилики. Однако в 1684 году два неаполитанских мастера переплавили алтарь согласно барочным вкусам. Таким образом, славяно-византийский алтарь был одновременно утерян и воссоздан в стиле барокко. На саркофаге воспроизведены сцены из жития Святителя.

Экскурсия по базилике св. Николая Чудотворца в Бари
Правый неф, серебряный алтарь
(1319/1684) и изображение Николы «Чёрного» Неро

Серебряный алтарь находился в крипте св. Николая Чудотворца до 1957 года, после чего реставраторы восстановили подлинный мраморный алтарь, а серебряный перенесли в верхнюю базилику.

На месте бывшей часовни Богоматери Константинопольской в настоящее время находится большой Крест — объект особого почитания.

Экскурсия по базилике св. Николая Чудотворца в Бари
Распятие в правом нефе

Сокровищница

В начале правого нефа справа есть небольшое помещение — сокровищница с многочисленными реликвиями. Это бывшая капелла св. Петра и Павла, а по факту — внутреннее помещение Норманнской башни или Колокольни.

Подробно о реликвиях написано в статье «Экскурсия по крипте Св. Николая Чудотворца» ТУТ

Норманнская башня базилики в Бари
Сокровищница в Норманнской башне

Центральный неф

В центральной части базилики, а точнее, в пресвитерии и абсиде, находятся главные жемчужины базилики: трон (кафедра) аббата Ильи, киворий и мавзолей польской королевы.

Киворий

Киворий аббата Евтсахия (ок. 1115 г.) представляет собой значительную художественную ценность. Автор кивория неизвестен. Мраморный балдахин над алтарём поддерживается четырьмя колоннами. Капители задних колонн изображают головы баранов и птиц с изогнутыми клювами.

Такая пластика характерна для романской эпохи. Например, капители кивория базилики аналогичны капителям в церкви VII века св. Аполлинаре ин Классе (Равенна). В капителях передних колоннах различимы ангелы.

Экскурсия по базилике св. Николая Чудотворца в Бари
Мраморный киворий-сень над алтарём
1110–1120, кафедра Илии и мавзолей
Экскурсия по базилике св. Николая Чудотворца в Бари
Киворий фронтальный вид

На ступенях кивория есть надпись на латыни, оставленная аббатом Евстафием:

«По сим ступеням не взойти гордому. Только смиренным разрешен путь наверх. Ты, желающий взойти, не будь гордым, а будь смиренным, благочестивым и кротким, и ты достигнешь больших высот, как отец Илия, который построил сей храм, настоятель которого Евстафий его украшает». 

Кафедра аббата Илии

Монсеньор Илия заказал трон для Папы Римского Урабана II по случаю созыва Собора 1098 года и освящения крипты св. Николая. Подобные кафедры были известны и ранее в Равенне, Казано и Монтесантанджело. Но, в отличие от последних, пластическое выражение здесь более объёмное и динамичное.

В течение недели Папа Римский восседал на мраморном троне во время Собора, созванного по случаю теологических разногласий между православной и католической церквями.

Экскурсия по базилике св. Николая Чудотворца в Бари

Кафедра (епископский трон) Илии, епископа Бари и Каноса (Throne of Elia); Италия. Юг Италии; XI в.

Трон изваян из единого блока мрамора. Верхняя часть выполнена в византийской традиции, нижняя соединяет в единую группу и ножки, и львиц, и рабов-сарицинов, которые словно преклоняются перед норманно-христианским завоевателями.

Вокруг трона Илии выложен мозаичный пол с византийско-мусульманским рисунком, вероятно, XI века. Считается, что изначально весь пол базилики был выложен мозаикой.

Наконец, в апсиде базилики, в явном стилистическом диссонансе, но в знак почтения к королеве польской, находится мавзолей Боны Сфорца (1593 г.).

Мавзолей Боны Сфорца

Польский мастер Tommaso Treter выполнил в Неаполе мавзолей польской королевы Боны Сфорца по заказу её дочери Анны. Последняя добилась от Папы Римского разрешения на перезахоронение матери в базилике Николая Чудотворца в Бари.

Герцогиня Бона Сфорца была дочерью миланского герцога Сфорца и Изабеллы Арагонской. Бона жила и получила образование в замке Бари, а в 1517 году стала королевой Польши, женой короля Сигизмунда I Старшего.

Говорят, королева правила честно и справедливо, запустив важные реформы, однако, подозреваемая в отравлении невестки, её отстранили от власти в 1548 году. Позднее Бона Сфорца вернулась в Бари, жила в замке и умерла в 1557 году.

Фотографировать мавзолей неудобно, он находится в апсиде базилики за киворием и троном Илии.

Королева Бона изображается на коленях во время молитвы. Два епископа — Святой Николай, покровитель Бари и Святой Станислав, покровитель Польши стоят по сторонам. Две полуголые дамы являются аллегориями Королевства Польского (слева) и Герцогства Бари (справа).

Экскурсия по базилике св. Николая Чудотворца в Бари

Мавзолей королевы польской Боны Сфорца. Бари, 1593

На мавзолее имеется длинная эпитафия с упоминанием титулов, родства, и прочей, не относящейся к романской архитектуре информацией, прославляющей Королевство Польское.

Во время реставрации 1928 года даже были сделаны попытки убрать всё вон из базилики, но в итоге оставили, как историко-художественную ценность.

Интересно, что в 1594 году художник из Лукки Орацио Вануччи расписал фресками центральную апсиду на тему прославления польской династии. В ходе реставрации 1928 года все росписи, восхваляющие королевский дом Польши, были уничтожены, как не соответствующие стилю церкви.

Кафедра

Кафедра в центральном нефе в Базилики

Кафедра четырнадцатого века была демонтирована и заменена на деревянную в 1655 году. Украшена произведениями художника из Бари Альфонсо Ферранте.

Барочный потолок базилики

В 1661 году очередной настоятель поручил художнику Карло Роза из Битонто написать серию полотен для потолка базилики. Картины заключены в деревянные позолоченные карнизы, выполненные неаполитанскими мастерами.

В трансепте изображены следующие сцены: Рай с Вечным Отцом образует тему центрального трансепта, где в восьмиугольнике изображены Мадонна, Мученики, Мученицы, Апостолы, основатели религиозных орденов.

В левой и правой части трансепта изображены сцены чудес святителя Николая.В центре трансепта справа папа Урбан II ведёт процессию, чтобы поместить мощи святого Николая Мирликийского под центральным алтарём склепа. Четыре сцены вокруг изображают святителя Николая, который устанавливает недостающую колонну, освящение верхней базилики в 1197 году, собор 1098 года и воскрешение паломника, упавшего с дерева.

За счёт продажи пожертвований, сделанных по случаю спасения от эпидемии чумы в 1656 году, стало возможно профинансировать работы по росписи потолка центрального нефа. Карло Роза вернулся к работам. Роскошный барочный потолок не гармонирует с суровым романским стилем, но ввиду высокой художественной ценности реставраторы оставили его в покое в ходе бурных дебатов 1928 года.

Сюжеты росписи потолка в центральном нефе

Первая восьмиугольная панель повествует о греческом мальчике, который в IX веке был похищен и доставлен мусульманскому эмиру в услужение. Вмешательство св. Николая помогло мальчику вернуться к родителям.

Экскурсия по базилике св. Николая Чудотворца в Бари
Потолок Карло Роза из Битонто. 1661 год

Центральная роспись в прямоугольнике связана со сложным сюжетом на тему спасения святым Николаем рыбаков от китообразного и непорочного зачатия.

Третья панель восьмиугольной формы воспроизводит сцену со св. Николаем на Никейском соборе в 325 г. где он доказывает собравшимся догму о Святой Троицы в присутствии императора Константина. Николай Чудотворец держит в руках кирпич, из которого выходит пламя.

Это означало, что в одной реальности (в кирпиче) могут сосуществовать три различных материи — вода, земля и огонь. Вид пламени явился чудом, которое должно было убедить зрителей в правильности догматических споров о Триединстве Бога.

Четыре полотна вокруг главного сюжета изображают соответственно: пощёчину Арию, последующее заключение епископа Николая под стражу и обгоревшую бороду, Иисуса и Мадонну, которые возвращают св. Николаю митру и паллий, освобождение епископа ангелами.

Архитектура базилики св. Николая

Экскурсия по базилике св. Николая Чудотворца в Бари
План квартала и базилики св. Николая Чудотворца в Бари

При входе в базилику св. Николая в Бари бросаются в глаза роскошный барочный потолок с позолоченными карнизами и три огромные квадратные арки в главном нефе. Эти мраморные арки были пристроены для укрепления здания после землетрясения в середине XV века.

Кстати, если вы встретите по пути лилии, зубцы и корону, скорей всего, это геральдические знаки анжуйской династии.

На арках главного нефа можно разглядеть гербы правителей Бари в XV и XVI вв. Колонны, разделяющие главный и боковые нефы, взяты от предыдущей постройки — дворца византийского наместника X-XI вв. или современники базилики, то есть XII века.

На одной из резных капителей в правом нефе можно найти единственное скульптурное изображение св. Николая. Попробуйте найти!

Экскурсия по базилике св. Николая Чудотворца в Бари
Арочное укрепление базилики в центральном нефе после землетрясения 1456 года
Экскурсия по базилике св. Николая Чудотворца в Бари
Интерьер базилики на входе. Центральный неф и пресвитерий.

Экстерьер базилики

Продолжаем нашу экскурсию по базилике св. Николая на улице. Слева от главного фасада базилики стоит дозорная башня византийского периода, вероятно, она являлась частью дворцового комплекса византийского наместника. Башня имеет скромный декор с зооморфными мордами в метопах.

Справа расположена скромная башня — колокольня, построенная в период норманнского правления.

Главный фасад

Арочный проём центрального входа — архивольт, украшен резьбой по камню. Его сохранность оставляет желать лучшего. В центре можно разглядеть изображение колесницы императора и фигурку сфинкса — символа непостижимости воли Божией. Ангелы, растения, животные, змеи, морды львов и абстрактные узоры переплелись в резном украшении. Колонны портала опираются на спины быков.

Экскурсия по базилике св. Николая Чудотворца в Бари
Западный фасад. Портал быков.
Экскурсия по базилике св. Николая Чудотворца в Бари
Архивольт главного входа в базилику Сан-Никола

Надпись на фасаде слева от портала упоминает дату освящения базилики
22 июня 1197 года.

Боковые фасады

Боковые порталы базилики имеют одинаковую архитектуру — верхние галереи опираются на внешние арки. Боковые трансепты имеют собственные фасады.

На южном и северном фасаде базилики имеются два портала со львами. Лучше всего сохранился северный портал, который стоит рассмотреть подробно.

Львиный портал

Вероятнее всего, тема каменной резьбы в архивольте — победоносное завоевание Антиохии норманнским князем Боэмундом в 1098 году во время первого Крестового похода.

В центре исторической сцены мы видим закрытую дверь замка и пару защитников. По бокам — вооружённые войны мчатся на конях и атакуют. А может это норманны вырывают Сицилию из рук долгой сарацинской оккупации? Кто знает…

Экскурсия по базилике св. Николая Чудотворца в Бари
Архивольт Портала львов

На внутренней плоскости архивольта высечены листва, шишки, фигурки фантастических животных, чудовищ, драконов, птиц с человеческой головой, крестьян за сельхозработами (жнец и сборщик винограда), замысловатые узоры. Животные словно пролезают по узкому туннелю пригнувшись…Фигуры львов довольно-таки потрёпанные жизнью, тем не менее стоят на страже. Что за послание оставил мастер нам — потомкам, сможем ли его когда-нибудь расшифровать?

Скульптор, создавший Львиный портал, должен был вдохновляться символическим миром, в котором животные выражают великую тайну бытия.

Кто автор этих порталов неизвестно, но надпись “Basi” под левым львом северного портала намекает на мастера с именем Basilio. Возможно, этому скульптору принадлежал проект портала в целом, поскольку над работой однозначно трудились разные ваятели. Искусствоведы говорят о явно выраженном византийском стиле.

Подобные резные порталы того же периода можно встретить в базиликах Модены, Павии, Ангулеме.

Восточный фасад

Восточный фасад базилики абсолютно плоский. Апсиды не выступают, а плоскость стены лишена декора и архитектурного членения. Можно пройти мимо и даже не понять, что это фасад храма.

Лишь прекрасный анжуйский барельеф XIV века со скульптурными сценами из жизни святителя, скульптуры слонов, выполненный в пластичной манере, да несколько окон украшают стену.

В ходе реставрации 1946 года вокруг базилики было снесено много посторонних зданий, пристроенных в XVI и XVII веках. Именно с восточной стороны базилики находится спуск на набережную императора Августа, где вы сможете прогуляться вдоль моря и полюбоваться видами древнего и современного города.

Что еще посмотреть в Бари за пару часов?

Прогуляйтесь по нашему экскурсионному маршруту по городу. Подробности ЗДЕСЬ

Анжуйская арка и портик паломников

К базилике св. Николая можно подойти с разных сторон. Однако трудно пройти мимо Портика паломников и Анжуйской арки с барельефом Святителя Николая XIV века. Арка отделяет площадь базилики от узких улочек старого города. Сразу слева при выходе находятся торговые ряды сувениркой.

Портик известен с XI века и являлся частью резиденции византийского наместника. В наше время в портике проживали семьи простых смертных, которых с трудом выселили в 1928 году. Ныне здание используется под выставки и конференции.

Экскурсия по базилике св. Николая Чудотворца в Бари
Анжуйская арка с барельефом св. Николая Чудотворца и анжуйскими королевскими лилиями. XIV век

Крипта святого Николая Чудотворца

Настал момент спуститься в крипту, где хранятся мощи Святителя Николая. К сожалению, информация о крипте не поместилась в данной экскурсии по базилике св. Николая. Я слишком увлеклась рассказом, вдохновилась архитектурой и художественными жемчужинами базилики.

Не хочется смешивать «Праведное с грешным и земное с Небесным». Подробное описание по крипте св. Николая Мирликийского находится здесь. Воспользуйтесь этой экскурсией для знакомства с нижней церковью.

Так же непросто разобраться в богатой истории города Бари. Мы попробовали сделать это на примере самой базилики Сан-Никола. Читайте, все разложено «по полочкам»!

Экскурсия по базилике св. Николая Чудотворца в Бари

Кстати, справа от Норманнской башни есть большая сувенирная лавка с иконками св. Николая Чудотворца, свечками, баночками с миро, книгами о святом на русском языке.

Вместо заключения

Бари не единственный город, где хранятся мощи святителя Николая. О том как сначала моряки из Бари, а потом венецианские купцы «воровали» мощи святого я написала в этой статье

Не забудьте поделиться статьёй и занести её в закладки, чтобы не потерять на бескрайних просторах интернета.

Кроме базилики св. Николая Мирликийского в городе Бари и окрестностях есть ещё много интересного, например, набережная, торговая зона, площади и театры. Выбирайте свой маршрут и компанию.


Источники: http://www.basilicasannicola.it

Толстой П.А. Путешествие стольника П. А. Толстого по Европе (1697-1699),
Год: 1992 , Литрес

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Art-traveller